Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – «Человек равен Богу в том, что он подобно Всевышнему может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу». Человек, родившись на планете Земля, начинает жить только ради материальной оболочки, забыв о духовной сути своей. И только перед самой смертью некоторые люди вдруг становятся благостно спокойными и даже светящимися, как будто сквозь исчезающую форму что-то просвечивает. Иногда случается, что глубоко больной или очень старый человек на последних нескольких неделях, месяцах, редко - годах своей жизни становится, так сказать, - прозрачным. Когда такие люди на тебя смотрят, ты можешь видеть свет, струящийся у них через глаза. В них не осталось уже эмоций, и, возможно именно поэтому не стало никакого физиологического страдания. Они уступили наконец Духу свои истерзанные желаниями души, и поэтому личность - созданное рефлектирующим разумом эгоистическое «я» - исчезла. Они, как социальные существа, «умерли до того, как умерли», и нашли глубокий внутренний покой, который и есть - осознание бессмертного Духа внутри себя. Но они стали столь слабы физически, что уже не могут помочь другим людям поверить в иную – истинную суть бытия, и только могут показать сиянием глаз на иссохшем лице обретение истинного счастья – встречи со своим духовным «Я» - причины их душевного умиротворения.
Антуан де-Сент-Экзюпери определил в своей философской сказке зло в двух аспектах: с одной стороны – это «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность каждого жителя на каждой из планет, где путешествуя, побывал Маленький Принц. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через этих жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. «Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот миллионов дельцов, семьдесят с половиной миллионов пьяниц, три миллиарда честолюбцев - итого около четырех миллиардов одиноких взрослых».
Непонимание, отчужденность людей - это «макрозло» - наиболее важная философская тема, которую Сент-Экзюпери не просто затрагивает, как тему непонимания между взрослым и ребенком, а как тему непонимания и одиночества душ в космическом масштабе.
Именно омертвелость «взрослой» человеческой души приводит к одиночеству. Взрослый человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке - его духовной сути - внутренней нравственной красоты. Когда взрослым говоришь: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто миллионов франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе; из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. «- Где же люди?» – вновь заговорил Маленький принц, « – В пустыне все-таки одиноко…».
« - Среди людей тоже одиноко», - заметила змея.
Когда ты начинаешь замечать «мелочи» и определять их стоимость, ты, вдруг, понимаешь, что становишься тем взрослым, про которых Маленький Принц сказал: «Люди забираются в скорые поезда, но чего они ищут? Они бросаются из стороны в сторону, и все напрасно…». Он так описал встречу со стрелочником на Земле. Вот их диалог, когда за одним поездом заполненным людьми промчался второй:
‑ Они хотят догнать тех, первых? – спросил Маленький Принц.
‑ Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. – Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
‑ Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький Принц. – Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…
«Я был создан, чтобы стать садовником», - говорил о себе Экзюпери. «Но людям не нужны теперь садовники», - с горечью замечает писатель-философ.
- У каждого человека свои звезды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды…
- Как так?
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где живу я, где я смеюсь,- и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!..
Говорят, что Души Ангелов неспособны на ложь и предательство, говорят, что они умеют хранить Свет, Милосердие и дарят свой Свет всем вокруг. Говорят, что иногда в тела людей входят Души Ангелов. Они приходят, чтобы научить людей мечтать, верить в прекрасное и сажать цветы. Они приходят, чтобы облегчить удел людей ценой собственных испытаний на Земле, сталкиваясь с жестокостью и неприятием «взрослых» людей, боящихся перемен. А надо просто попробовать понять и поверить, что садовники – это самая важная профессия на каждой планете.
Как любой истинный духовный учитель, как древние сутры, мысли в сказке Экзюпери не говорят: «Смотри на меня». Они говорят: «Смотри за меня». Потому что эти мысли приходят из тишины, и у них есть сила. Сила, которая может увести тебя обратно в ту же тишину, из которой они пришли. Такая тишина - это еще и внутренний покой, а тишина и покой являются сутью бытия твоего проявленного Я. Именно это внутреннее спокойствие трансформирует и спасет этот мир одиноких душ.