Конференция в Иоханеннсбурге в 2002 году «РИО +10» реально подтвердила, что ни один документ Конференции «РИО – 1992» не был выполнен за прошедшие 10 лет. Рыночно-капиталистическое человечество все глубже погружается в пропасть Глобальной Экологической Катастрофы. И причина этому – глобальный империализм, рынок, частная собственность уже приведшие все человечеству к глобальному системному кризису.
Х.А.Барлыбаев, подготовивший анализ выполнения документов Конференции по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, приходит к неутешительным выводам: (1) «…откладывание принятия организационных мер по переходу всего человечества к устойчивому развитию до 2015 года угрожает нашим потомкам весьма сильными потрясениями в период 2030 – 2070 годов» [16, с.30]; (2) «…человечеству придется… кардинально революционизировать свою философию своей жизни на Земле, нравственные и этические ценности, законы экономической жизни, систему потребностей и потребления, соответственно способа производства и распределения материальных благ» [16, с.30]; (3) «…перейти к философии экзистенциализма – теории выживания всего человечества [16, с.46]; (4) »…философия сможет сохранить себя как науку, при выборе своим предметом человека и человечество как структурного элемента вселенной, определение законов развития человечества как неотъемлемой части закономерностей развития природы…» [16, с.47]; (5) «Стимулятор отчуждения от природы человека, общества и антиэкологических форм хозяйствования – конкуренция» и «Промышленная и коммерческая тайна – заговор делового мира против природы» [16, с.57].
Следует отметить, что к близкому выводу приходят и другие ученые, в том числе и на Западе, и в США. Известный американский экономист Дэвид Кортен пишет о неоколониализме «корпоративного капитализма» и необходимости «экологической революции» [17]. Он по-своему выходит на императивы глобальной антикапиталистической революции: «Экологическая революция теперь призывает нас испытать себя как духовно живых и политически активных участников разворачивающегося исследования потенциала живой Вселенной» [17, с.189]. Среди особых прегрешений финансовой системы – превращение корпораций, когда-то действовавших как добропорядочные рядовые граждане, в людоедов, что делает социально ответственное управление невозможным (мое замечание: вот она в своем действии капиталократия, которая демократию делает фиктивной и беспомощной!) и принуждает производящую экономику избавляться от людей как от дорогостоящей помехи экономической эффективности» (мой комментарий: что и происходит в России в условиях спекулятивно-олигархической капиталократии, вывозящей денежный капитал за границу) [17, с.297].
Противостояние альтернатив бытия человечества: или капитализм, превратившийся в конце ХХ – начале XXI века в глобальный империализм, – приобрело ноосферно-экологическое измерение, и это факт, - эмпирическое обобщение (по Вернадскому). Если в XIX – ХХ веках спор между социализмом и капитализмом на исторической арене был спором «внутри» Внутренней Логики Социального Развития Человечества, то в конце ХХ – в начале XXI века он вышел на арену Большой Логики Социоприродной Эволюции, где «арбитром» в этом историческом споре уже выступает не человек, не философ, не партия, не класс, даже не сама история в ее узкой, только человеческой трактовке, а Природа, говорящая с нами на своем языке – языке императивов со стороны Биосферы и Земли-Геи, как суперорганизмов.
Если «вернадскианская революция» касается смены парадигм в единой научной картине мира через призму учения о ноосфере, то «ноосферная революция» несет в себе смысл качественного скачка в развитии ноосферы – биосферы, связанный с уходом от движения человечества в западню экологического самоуничтожения и переходом к истинно ноосферно-гармоничной форме духовного бытия человека»
О том, что мы находимся у истоков мировой «экологической революции» по Дэвиду Кортену или «ноосферной революции» по А.И.Субетто и В.Н.Сагатовскому свидетельствует большой список литературы в мире, большое количество ученых и мыслителей, приходящих к подобному выводу. Еще в начале 70-х годов ХХ века Аурелио Печчеи в книге «Человеческие качества» заявил о «человеческой революции» как необходимом условии решения экологических проблем, стоящих перед человечеством. И связал содержание «человеческой революции» с императивом всестороннего, гармоничного развития человека, который впервые был высказан Александром Гумбольдтом в начале XIX века, затем был повторен К.Марксом и В.И.Лениным. В концепции А.И. Субетто Синтетическая Цивилизационная Революция «человеческая революция» входит в систему «революций», как один из ее компонентов, наряду с «системной», «интеллектно-инновационной», «квалитативной», «рефлексивно-методологической» и «образовательной» революциями, и приобретает новое содержание как приведение внутреннего мира человека в системное отношение адекватности растущей системной сложности (вследствие «системной революции») внешнего мира человека, в первую очередь техносферы и антропосферы в целом. Синтетическую Цивилизационную Революцию можно трактовать как одно из измерений Ноосферной революции. И в этом случае «человеческая революция» предстает как «ноосферная революция» во внутреннем мире человека, в его ценностных основаниях и мировоззрении, несущая в себе смысл становления ноосферного человека.
Дэвид Кортен понимает, что сложившаяся система мировых институтов по управлению экономическим миром со стороны «глобальной финансовой системы» – Международного Валютного Фонда (МВФ), Всемирной Торговой Организации (ВТО), Мирового Банка и др. – ведет человечество к «неизбежной социальной и экологической катастрофе». Фактически говоря об «экологической революции», он ставит проблему ноосферной революции, затрагивающей основания бытия человечества. «Мы должны четко помнить одно: у глобальных денежных институтов есть лишь та власть, которую мы отдаем. Эта власть принадлежит нам. И мы можем ее вернуть» [17, с.293]. Дэвид Кортен указывает на источники литературы для своей мировоззренческой революции, такие как книга Томаса Берри «Мечты о Земле», книга Дуэйна Элджина «Пробуждающаяся Земля», и имплицитно, в своей логике, признает, что переживаемая нами эпоха – это Эпоха Великого Эволюционного Перелома. В «Ноосферизме» А.И. Субетто (2001) показано, что переживаемая нами «цивилизационная революция» затрагивает самые глубинные основания бытия человечества (и в этом она похожа на «неолитическую революцию» 8-10 тысяч лет назад) – основания всей истории человечества, по крайней мере, с «неолитической революции». Речь идет о Смене Парадигм Истории – о переходе от Стихийной, Конкурентной Истории к Управляемой, Кооперационной, Ноосферной Истории, но уже в более широком контексте логики развития человечества – в социоприродном, т.е. речь идет об Управляемой Социоприродной Эволюции на базе общественного интеллекта и духовно-образовательного общества.
«Особые экономические зоны» Экопоселений - могут стать пространством единения государственных, общественных и конфессиональных интересов ради становления Человека – «Экологического Сознания». Реализация же проекта международной сети Экопоселений «Небесная Страна» решит главные проблемы современной цивилизации: Позволит запустить механизм устойчивого развития духовно-нравственной эволюции молодежи, как будущего потенциала экологической безопасности планеты и создаст новую совершенную модель, которая даст возможность считывать сигналы нового знака парадигмы времени в инновационная системе нано-технологий.
Проект «Sky Country (Небесная Страна)» - площадка для формулировки принципиально новых экокультурных образовательных концепций Духо-Человека, который придет на смену «Человеку эгоцентричному». Базис концепции: - главенство Природы над человеком и Духа над материей. Все иное приводило и будет приводить только к катастрофам человека, цивилизации, планеты.
К пониманию, что речь идет о будущем человечества как новом типе истории Дэвид Кортен пишет: «Чтение «Мечты о Земле» Томаса Берри пробудило во мне веру в то, что выживание человеческого рода может в большей степени зависеть от открытия новой истории, которая дает нам основанием жить – истории, которая поможет нам задать один из самых ключевых вопросов: зачем?». И далее: «Чтобы сделать выбор в пользу жизни, мы должны видеть новые, захватывающие возможности, которые раскрывают нам ощущение смысла» [17, с.295]. Ноосферизм есть становление такого «рефлектирующего сознания» Человечества, поднимающего его разум на уровень ответственности за сохранение Жизни на Земле.
Нео-экологическое образование станет отправной точкой в новой - духовной образовательной системе экологического сознания, которая притянет неравнодушных людей планеты из научных и духовных кругов и объединит их в экспертном совместном решении главных проблем человечества, чтобы спасти мир от экологической катастрофы и предложить новые альтернативные виды энергии и нанотехнологии, которые смогут реализовываться именно на площадках Экопоселений в полной мере.
Происходящая «образовательная революция», несомненно, будет приобретать ноосферное содержание. Речь идет о ноосферно-экологическом образовании на всех ступенях непрерывного образования в России. И как можно «отлучить» учение о ноосфере В.И.Вернадского и научные результаты современных ученых России в области теории ноосферы – Н.Н.Моисеева, В.П.Казначеева, А.Д.Урсула, А.Л.Яншина, Б.Л.Личкова, И.И.Мочалова, Э.И.Колчинского, В.Н.Сагатовского, Р.К.Баландина, К.М.Хайлова, Ф.Т.Яншиной, А.В.Лапо, А.П.Огурцова и др. от российской школы. Ноосферизация фундаментальной компоненты высшего образования, ноосферное образование как часть общего образования выпускника средней школы должны войти в целевые установки отечественной образовательной политики.
«Ноосферная революция»- это переход человечества к новой, ноосферной истории на основе управления социоприродной динамической гармонией и опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе по отношению к тем задачам, в том числе глобальным, которые ставит его собственное развитие в единстве с эволюцией Природы на планете Земля.