На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Экологическая революция"- как НОЕВ КОВЧЕГ цивилизации

 

Конференция в Иоханеннсбурге в 2002 году «РИО +10» реально подтвердила, что ни один документ Конференции «РИО – 1992» не был выполнен за прошедшие 10 лет. Рыночно-капиталистическое человечество все глубже погружается в пропасть Глобальной Экологической Катастрофы. И причина этому – глобальный империализм, рынок, частная собственность уже приведшие все человечеству к глобальному системному кризису.

Х.А.Барлыбаев, подготовивший анализ выполнения документов Конференции по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, приходит к неутешительным выводам: (1) «…откладывание принятия организационных мер по переходу всего человечества к устойчивому развитию до 2015 года угрожает нашим потомкам весьма сильными потрясениями в период 2030 – 2070 годов» [16, с.30]; (2) «…человечеству придется… кардинально революционизировать свою философию своей жизни на Земле, нравственные и этические ценности, законы экономической жизни, систему потребностей и потребления, соответственно способа производства и распределения материальных благ» [16, с.30]; (3) «…перейти к философии экзистенциализма – теории выживания всего человечества [16, с.46]; (4) »…философия сможет сохранить себя как науку, при выборе своим предметом человека и человечество как структурного элемента вселенной, определение законов развития человечества как неотъемлемой части закономерностей развития природы…» [16, с.47]; (5) «Стимулятор отчуждения от природы человека, общества и антиэкологических форм хозяйствования – конкуренция» и «Промышленная и коммерческая тайна – заговор делового мира против природы» [16, с.57].

Следует отметить, что к близкому выводу приходят и другие ученые, в том числе и на Западе, и в США. Известный американский экономист Дэвид Кортен пишет о неоколониализме «корпоративного капитализма» и необходимости «экологической революции» [17]. Он по-своему выходит на императивы глобальной антикапиталистической революции: «Экологическая революция теперь призывает нас испытать себя как духовно живых и политически активных участников разворачивающегося исследования потенциала живой Вселенной» [17, с.189]. Среди особых прегрешений финансовой системы – превращение корпораций, когда-то действовавших как добропорядочные рядовые граждане, в людоедов, что делает социально ответственное управление невозможным (мое замечание: вот она в своем действии капиталократия, которая демократию делает фиктивной и беспомощной!) и принуждает производящую экономику избавляться от людей как от дорогостоящей помехи экономической эффективности» (мой комментарий: что и происходит в России в условиях спекулятивно-олигархической капиталократии, вывозящей денежный капитал за границу) [17, с.297].

Противостояние альтернатив бытия человечества: или капитализм, превратившийся в конце ХХ – начале XXI века в глобальный империализм, – приобрело ноосферно-экологическое измерение, и это факт, - эмпирическое обобщение (по Вернадскому). Если в XIX – ХХ веках спор между социализмом и капитализмом на исторической арене был спором «внутри» Внутренней Логики Социального Развития Человечества, то в конце ХХ – в начале XXI века он вышел на арену Большой Логики Социоприродной Эволюции, где «арбитром» в этом историческом споре уже выступает не человек, не философ, не партия, не класс, даже не сама история в ее узкой, только человеческой трактовке, а Природа, говорящая с нами на своем языке – языке императивов со стороны Биосферы и Земли-Геи, как суперорганизмов.

Если «вернадскианская революция» касается смены парадигм в единой научной картине мира через призму учения о ноосфере, то «ноосферная революция» несет в себе смысл качественного скачка в развитии ноосферы – биосферы, связанный с уходом от движения человечества в западню экологического самоуничтожения и переходом к истинно ноосферно-гармоничной форме духовного бытия человека»

О том, что мы находимся у истоков мировой «экологической революции» по Дэвиду Кортену или «ноосферной революции» по А.И.Субетто и В.Н.Сагатовскому свидетельствует большой список литературы в мире, большое количество ученых и мыслителей, приходящих к подобному выводу. Еще в начале 70-х годов ХХ века Аурелио Печчеи в книге «Человеческие качества» заявил о «человеческой революции» как необходимом условии решения экологических проблем, стоящих перед человечеством. И связал содержание «человеческой революции» с императивом всестороннего, гармоничного развития человека, который впервые был высказан Александром Гумбольдтом в начале XIX века, затем был повторен К.Марксом и В.И.Лениным. В концепции А.И. Субетто Синтетическая Цивилизационная Революция «человеческая революция» входит в систему «революций», как один из ее компонентов, наряду с «системной», «интеллектно-инновационной», «квалитативной», «рефлексивно-методологической» и «образовательной» революциями, и приобретает новое содержание как приведение внутреннего мира человека в системное отношение адекватности растущей системной сложности (вследствие «системной революции») внешнего мира человека, в первую очередь техносферы и антропосферы в целом. Синтетическую Цивилизационную Революцию можно трактовать как одно из измерений Ноосферной революции. И в этом случае «человеческая революция» предстает как «ноосферная революция» во внутреннем мире человека, в его ценностных основаниях и мировоззрении, несущая в себе смысл становления ноосферного человека.

Дэвид Кортен понимает, что сложившаяся система мировых институтов по управлению экономическим миром со стороны «глобальной финансовой системы» Международного Валютного Фонда (МВФ), Всемирной Торговой Организации (ВТО), Мирового Банка и др. – ведет человечество к «неизбежной социальной и экологической катастрофе». Фактически говоря об «экологической революции», он ставит проблему ноосферной революции, затрагивающей основания бытия человечества. «Мы должны четко помнить одно: у глобальных денежных институтов есть лишь та власть, которую мы отдаем. Эта власть принадлежит нам. И мы можем ее вернуть» [17, с.293]. Дэвид Кортен указывает на источники литературы для своей мировоззренческой революции, такие как книга Томаса Берри «Мечты о Земле», книга Дуэйна Элджина «Пробуждающаяся Земля», и имплицитно, в своей логике, признает, что переживаемая нами эпоха – это Эпоха Великого Эволюционного Перелома. В «Ноосферизме» А.И. Субетто (2001) показано, что переживаемая нами «цивилизационная революция» затрагивает самые глубинные основания бытия человечества (и в этом она похожа на «неолитическую революцию» 8-10 тысяч лет назад) – основания всей истории человечества, по крайней мере, с «неолитической революции». Речь идет о Смене Парадигм Истории – о переходе от Стихийной, Конкурентной Истории к Управляемой, Кооперационной, Ноосферной Истории, но уже в более широком контексте логики развития человечества – в социоприродном, т.е. речь идет об Управляемой Социоприродной Эволюции на базе общественного интеллекта и духовно-образовательного общества.

«Особые экономические зоны» Экопоселений - могут стать пространством единения государственных, общественных и конфессиональных интересов ради становления Человека – «Экологического Сознания». Реализация же проекта международной сети Экопоселений «Небесная Страна» решит главные проблемы современной цивилизации: Позволит запустить механизм устойчивого развития духовно-нравственной эволюции молодежи, как будущего потенциала экологической безопасности планеты и создаст новую совершенную модель, которая даст возможность считывать сигналы нового знака парадигмы времени в инновационная системе нано-технологий.

Проект «Sky Country (Небесная Страна)» - площадка для формулировки принципиально новых экокультурных образовательных концепций Духо-Человека, который придет на смену «Человеку эгоцентричному». Базис концепции: - главенство Природы над человеком и Духа над материей. Все иное приводило и будет приводить только к катастрофам человека, цивилизации, планеты.

К пониманию, что речь идет о будущем человечества как новом типе истории Дэвид Кортен пишет: «Чтение «Мечты о Земле» Томаса Берри пробудило во мне веру в то, что выживание человеческого рода может в большей степени зависеть от открытия новой истории, которая дает нам основанием жить – истории, которая поможет нам задать один из самых ключевых вопросов: зачем?». И далее: «Чтобы сделать выбор в пользу жизни, мы должны видеть новые, захватывающие возможности, которые раскрывают нам ощущение смысла» [17, с.295]. Ноосферизм есть становление такого «рефлектирующего сознания» Человечества, поднимающего его разум на уровень ответственности за сохранение Жизни на Земле.

Нео-экологическое образование станет отправной точкой в новой - духовной образовательной системе экологического сознания, которая притянет  неравнодушных людей планеты из научных и духовных кругов и объединит их в экспертном совместном решении главных проблем человечества, чтобы спасти мир от экологической катастрофы и предложить новые альтернативные виды энергии и нанотехнологии, которые смогут реализовываться именно на площадках Экопоселений в полной мере.

Происходящая «образовательная революция», несомненно, будет приобретать ноосферное содержание. Речь идет о ноосферно-экологическом образовании на всех ступенях непрерывного образования в России. И как можно «отлучить» учение о ноосфере В.И.Вернадского и научные результаты современных ученых России в области теории ноосферы – Н.Н.Моисеева, В.П.Казначеева, А.Д.Урсула, А.Л.Яншина, Б.Л.Личкова, И.И.Мочалова, Э.И.Колчинского, В.Н.Сагатовского, Р.К.Баландина, К.М.Хайлова, Ф.Т.Яншиной, А.В.Лапо, А.П.Огурцова и др. от российской школы. Ноосферизация фундаментальной компоненты высшего образования, ноосферное образование как часть общего образования выпускника средней школы должны войти в целевые установки отечественной образовательной политики.

«Ноосферная революция»- это переход человечества к новой, ноосферной истории на основе управления социоприродной динамической гармонией и опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе по отношению к тем задачам, в том числе глобальным, которые ставит его собственное развитие в единстве с эволюцией Природы на планете Земля.

 

Картина дня

наверх