На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В ПОИСКАХ ШАМБАЛЫ

 

В личной переписке со сторонниками моего сайта ко мне поступали предложения о совместных путешествиях и даже «кругосветках». И тогда я решила сделать новый блог, посвященный путешествиям и организациям экспедиций для «своих» по духу и помыслам «Соратников Пути Света», где мы уже не виртуально, а «глаза в глаза» сможем дискутировать на самые-самые острые темы.

Мое первое предложение – экспедиция  В ПОИСКАХ ШАМБАЛЫ, программу которого разработало Общество культурного и делового сотрудничества с Индией.

ПРОГРАММА ЭКСПЕДИЦИИ:

1 день -  прилет в Дели, отъезд на джипах в  долину Куллу. Ночевка в отеле по дороге в Гималаи.

2 день – продолжение пути по направлению к Гималаям. Прибытие в Наггар.

3 день  – осмотр  поместья Рерихов в Наггаре. Посещение замка местных князей, храма Трипури Сундари, Нарасингха, Кришны.

4 день осмотр достопримечательностей в г. Манали. Посещение индусского храма Хадимбы, шедевра деревянного зодчества. Диагностирование по пульсу в Тибетском медицинском центре.

 5 день. Рано утром выезжаем в долину Спити. На перевале Рохтанг мы по традиции зажжем огонь в священной ступе и сотворим молитву о здравии. Затем обойдем маленькое озеро, желая всем путникам хорошей дороги. Далее наш путь пролегает среди величественных и прекрасных гор к перевалу Кунзум. Вечером мы прибываем в Казу (3600м) – столицу долины Спити. Размещение в гостинице. Отдых.

6 день. Утром мы посетим монастырь в Казе, а во второй половине дня – величественный монастырь Ки, выбранный местом проведения передачи Учения Калачкары в 2001 году. Вечером – отдых.

7 день. Данкар – столица князей Спити. Мы осмотрим Данкар Гомпу, совершим небольшое путешествие на высокогорное озеро (4100м), а вечером  - встреча с королевской фамилией Спити-Такуров в их доме в Казе.

8 день. Мы посетим монастырь Комик (4800м) и совершим небольшое путешествие по окрестностям к вершине Снежная Королева (6300м).

9 день. Возвращение в Нагар, долина Кулу.

10  день. Осмотр достопримечательностей  в  г. Манали. Посещение индусского храма Хадимбы, шедевра деревянного зодчества. Диагностирование по пульсу в Тибетском медицинском центре.

11 день. Отъезд в долину Кангра. По пути  в Бир( тибетский анклав) посещение озера Ревалсар и буддийских монастырей вокруг озера. Медитация в пещере тибетского Будды – Падмасамбхавы.. Вечером размещение в гостинице при монастыре в Бире.

12 день.Участие в храмовой службе в буддийском монастыре в Бире. Посещение центра  тибетского тантризма – монастыря Шераблинг.

13  день. Посещение Дхармасалы – резиденции Далай-ламы и его летней резиденции в Норбулинке.

14 день.  Отъезд в Дели

15 день. Отлет в Москву.

 Экспедиция сопровождается лекциями и семинарами по истории и философии индуизма и буддизма, а также участники экспедиции овладеют техникой йогического дыхания. Руководитель  экспедиции –  ученый брахман, проживающий в долине Кулу.

 

 (Долина Куллу упоминается в легендарном эпосе Махабхарата. Здесь неотлучно ходит «Золотой ковш» - 7 звезд Большой Медведицы, а горы, восходящие к небу, считается исконной обителью богов. Именно на этой земле познавали божественную мудрость арийские риши – мудрецы, и отсюда пошли их законы, которые создали уникальную нравственную структуру народов Индостана. Здесь проходили пути легендарных братьев Пандавов – помощников Кришны, да и сам Кришна бывал в этих местах. Уже на пути к Гималаям, мерцающим громадами вершин, Вы вдохнете напоенный ароматом свежий воздух. Красивейшие кедровые и сосновые леса долины Куллу, белеющие вершины гор, цветущие сады и великолепные розы Наггара оставят у Вас незабываемые впечатления. Представьте себя стоящим на вершине Мира, когда под ногами пенятся облака, а впереди видна еще более высокая снежная вершина! г. Наггар – бывшая столица раджей Куллу ХШ в. Здесь сохранились: дворец раджей – уникальный памятник гималайской архитектуры, индуистские храмы Х1 в., посвященные Шиве и Парвати, необыкновенной красоты деревянный храм Трипура Сундри и храм Кришны, откуда открывается великолепный вид на долину Куллу. Древние храмы, окруженные многовековыми кедровыми деревьями, легенды этих мест, царящие здесь тишина и покой надолго останутся в памяти. В г.Наггаре находится имение семьи великого русского художника, философа и общественного деятеля Н.К.Рериха.)

В этом путешествии Вы посетите одно из самых священных мест в Индии – озеро Ревалсар, связанное с легендарными героями Махабхараты – братьями Пандавами и их общей женой – сестрой Драупади. Священное озеро Ревалсар связано также с именем индийского учителя Падмы Самбхавы, который провел в пещерах часть своей жизни в медитации и принес учение Будды на Тибет. Священные места озера помогут открыть Вам некоторые тайны познания человеческого духа. Здесь Вы познакомитесь с озером, тибетскими монастырями, индуистскими святынями, сикхской гурудварой, посетите пещеры, где живут и занимаются практиками тибетские монахи-отшельники.

Далее – путешествие проходит по уникальной гималайской долине Кангра. Именно сюда, перевалив через хребты северо-западных гор, спустились племена арьев и на многие столетья осели в этой широкой долине, вытеснив племена дравидов или частично их ассимилировав. Долина Кангра считается самой красивой в Индийских Гималаях. Высокий хребет на северной ее границе защищает долину от холодных ветров, дующих с Великих Гималаев. Здесь находятся плантации известного чая Кангры, самые северные в Индии. Эту землю полюбили императоры из династии Великих Моголов. Великий Акбар не раз посещал долину, по его приказу возводились храмы и форты. В период правления Великих Моголов на земле Кангры зародилась известная во всем мире миниатюра, повествующая о жизни Кришны, его любовных похождениях и подвигах. Англичане, очарованные красотой этих мест, сделали долину Кангры самым северным курортом Индии. В 60-х годах ХХ века именно здесь обосновался Далай Лама. Путешествуя по долине Кангры, вы сможете окунуться не только в традиции и обычаи гималайского народа и прикоснуться к памятникам древней культуры, но и узнать образ жизни тибетцев, посетить их монастыри и храмы, поучаствовать в службах тибетских монахов. Шераб Линк – храмовый комплекс школы Кагью. Здесь Вы увидите  одни из лучших образов тибетской религиозной живописи и скульптуры, в частности, огромную статую Будды грядущего – Майтрейи.

Комплекс монастырей в Бире. Когда-то это пространство облюбовали колониальные власти и те индусы, которые служили в английской армии. До сих пор на этой территории сохранились именья начала 20 века.

Норбулинка -  летняя резиденция Далай Ламы. Комплекс выполнен в японско-тибетском стиле. Здесь находится храм Будды, Институт тибетской культуры и музей кукол, где Вы ознакомитесь со всей историей Тибета и культурой всех его провинций.

Дхарамсала – королева предгорья (1250 м.) расположена у подножья высокой скальной «стены»  Дхаула Дхар. Здесь из века в  век проживали легендарные племена пастухов. В Маклеод Гандже (Верхняя Дхарамсала) находится тибетское правительство в изгнании.

 

 

 

УВИДЕТЬ СЕБЯ С ВЫСОТЫ ГИМАЛАЕВ

В Путешествие в Индию - не туристическая и даже не историческая экспедиция. Для европейцев Индия - колыбель архаической мудрости, духовная оппозиция прагматичному Западу, гигантский философский заповедник. В санскрите больше слов для философских понятий, чем в греческом, латинском, немецком, вместе взятых. Не случайно именно в Индии родился Будда, сказавший: "Глупо думать, что кто-то другой может сделать нас счастливыми или несчастными". Вот для того, чтобы проникнуться этой основополагающей для жизни мудростью, и стоит ехать за три моря. Интерес к индийской культуре в современном российском обществе весьма значителен. Растет и число последователей индуистских религий на территории России. Представителей традиционных конфессий это не может не волновать, и они зачастую выступают с довольно резкими заявлениями. Между тем процессы эти начались не вчера. На эти вопросы отвечает президент Общества культурного и делового сотрудничества с Индией, доктор филологических наук, писатель Александр Сенкевич.

 - Александр Николаевич, вы наверняка помните события 20-летней давности, когда начались позорные судилища над кришнаитами в СССР.

- Да, об этом стоит вспомнить как о черной странице отечественной истории. В те годы я и сам выступал против кришнаитов. Но я всегда был против арестов и преследований инакомыслящих, в том числе кришнаитов. Выступая во времена Андропова в Политехническом музее перед довольно большой аудиторией, я открыто заявил, что эти аресты являются нарушением прав человека.

- Вы их так потрясли своим выступлением?

- Нет, им просто было интересно знать, почему я, убежденный идеологический противник кришнаитов, стал защищать их как граждан. У меня было несколько статей в "Литературке" о том, что индусские движения на Западе созданы исключительно американской масс-культурой. Индологов раздражало в движении кришнаитов то, что они называли себя индусами. Но сейчас я думаю иначе. Ни я, ни другие индологи тогда не поняли, что на наших глазах происходит грандиозная реформация индуизма. Из закрытой системы он постепенно превращается в открытую. То же самое происходит и с тибетским буддизмом. Реформация помогает религиозной системе обновиться.

- Россия - это евразийская страна. Причем менталитет россиян и индусов очень близок. Русские, которые часто бывают в Индии, замечают это довольно быстро. В Индии чувствуешь себя как на родине. Я лично не ощущаю там никакого психологического дискомфорта.

- А чем, на ваш взгляд, может быть вызвано недостаточное внимание российских СМИ к Индии?

- Я думаю, что замалчивание Индии как великой державы происходит уже много лет. Мне кажется, что главная причина молчания - это "духовное высокомерие" наших реформаторов. Они воспринимают Индию, как ее воспринимал в свое время Косыгин, который отговаривал Светлану Аллилуеву ехать в "дикую" Индию, где опасности якобы подстерегают на каждом шагу.  Большинство наших лидеров, принимающих решения, до сих пор не видят в России евразийскую державу. Они не учитывают пример Индии, а жаль. Индия - это яркий образчик густонаселенной страны с мощным средним классом. В нашей стране не наберется и трети населения, относящейся к среднему классу в отличие от Индии. Поэтому нужно больше говорить и писать об индийском опыте.

- Когда и как появилось на свет возглавляемое вами Общество культурного и делового сотрудничества с Индией?

- Оно появилось в свободной России. Возникла необходимость оживить прежнее Общество дружбы, утвердив его на новой основе. Любопытно, что моя новая общественная деятельность началась с интервью со мной в "МК", опубликованном под названием "Придет ли конец экзотической кормушке?". Речь в интервью шла о Союзе советских обществ дружбы. Эти общества были при советской власти кормушкой для особого контингента - например, для высокопоставленных персон и их окружения. Секрета тут никакого нет.

В новых условиях мы переключились на разнообразную гуманитарную помощь, собирая для этих целей деньги у новых русских. В те времена еще можно было найти щедрых спонсоров. Даже собрали деньги на надгробный крест художника Смирнова-Русецкого, с которым я дружил. Он был последователем Николая Рериха.

Общество культурного и делового сотрудничества с Индией (ОКДСИ) много помогало разным сиротским приютам, было издано несколько книг, отражающих связь времен и культур. Среди них, например, большой альманах "Аватар", в котором сделана попытка проследить историю теософской традиции в России вплоть до наших дней. Однажды с помощью газеты "Труд" мы даже отправились на поиски легендарной Шамбалы. Это случилось в 1993 году после конкурса, в котором приняли участие более 3000 желающих. Победитель смог бесплатно съездить в Гималаи.

- Так существует ли настоящая мистическая Индия? И если да, то что это такое? - Конечно, существует. Но мало кто знает, какова она, потому что нет другой такой страны, где существовал бы столь колоссальный разрыв между религиозной философской теорией и практикой. Ведь первое, что видит там приезжий, даже если он настроен искать глубины — такую пестроту, что глазам больно. Кукольный театр из 300 миллионов богов: это последние данные, на компьютере подсчитано. И у каждого бога свои ритуалы, от кровавых до наркотических. Нужно иметь огромное терпение, чтобы счистить всю внешнюю позолоту и обнаружить, что такие разные индийские религии имеют одну общую идею. Очень простую. Душа каждого человека — атма — в конечном счете сливается с мировой душой. Происходит освобождение — мокша. Это цель и смысл жизни. Кому интересно, он может вдаваться в детали. Например, что с точки зрения индийца все мы — люди и наша земная жизнь — это только сновидения бога Брахмы. Но каждый может выскочить из этого сна в реальность с помощью медитации, когда открываются немыслимые потенциалы в сознании, ты столько всего видишь и слышишь. Индусы убеждены: все, что рождает человеческий разум, существует во вселенной. Все ужастики, все фильмы, все эти образы, которые придуманы из головы. Мы рождаем чудищ, а дальше они существуют, хотим мы того или нет. Наш мозг — он же связан с вселенной и создан вселенной, она оказывает на нас воздействие, а она бесконечна. Так думали еще древние индусы и к этому пришел в ХХ веке академик Вернадский, который предложил гипотезу о ноосфере — информационном поле вокруг Земли, куда уходят все наши мысли. Даже не гипотезу — это просто гениальная догадка, тезисы, которые занимают полторы странички текста.

 

Картина дня

наверх