Еще в 10.11.03 в резолюции Совет ЕС признал важность нового подхода в качестве адаптированной и эффективной модели регулирования с целью содействия технологическим инновациям и росту конкурентоспособности европейской промышленности и подтвердил необходимость распространения его принципов на новые области, одновременно отметив необходимость наличия более четких рамок в вопросах оценки соответствия, аккредитации и надзора за рынком. А уже в 2008 году Европарламентом было принято решение транслировать практику, которая сформирована во Франции, Великобритании, Австрии и других странах на всю Европу. Директива Европейского Парламента и Совета № 765 устанавливает, что государства, являющиеся членами ЕС, должны до 2010 года иметь только один единственный национальный орган по аккредитации, функционирующий на некоммерческой основе. Он должен быть членом Европейской кооперации по аккредитации (ЕА), исполнять государственные функции. Обязанности и задачи, стоящие перед ним, должны четко отличаться от обязанностей и задач, стоящих перед другими органами государственной власти.
Хотелось бы отметить, что в последние годы в мире наметились совершенно новые тенденции в работе над стандартами. Если раньше во всем мире специалисты в области нормирования и стандартизации занимались преимущественно разработкой национальных стандартов, то в последние годы они концентрируются на более глобальных задачах - формируют и обновляют фонд международных стандартов. С одной стороны такая работа позволяет извлекать опыт передовых технологий в производстве продукции, с другой - лоббирует интересы отечественных производителей на международном рынке. Такое смещение акцентов в сторону международной стандартизации - основная тенденция в сфере нормотворчества ведущих развитых стран. Надзор за рынком организуется всеми государствами-участниками и направлен на то, чтобы продукция, попадающая под гармонизирующее законодательство сообщества, и которая при использовании по назначению при условии правильного монтажа и технического обслуживания всё же может ставить под угрозу здоровье или безопасность потребителей или которая так или иначе не соответствует действующим требованиям гармонизирующего законодательства, изымалась из обращения полностью или частично и не допускалась на рынок. Кроме того, к надзорным функциям относится информирование общественности, Комиссии и государств-участников о таких инцидентах.
Но Россия «вперед!» пошла «своим путем» и в 2006 году по инициативе ряда предприятий, органов по аккредитации и оценке соответствия при Российском союзе промышленников и предпринимателей был создан Совет по аккредитации, основной задачей которого стало принятие в России закона «Об аккредитации в области оценки соответствия». Поэтому сейчас в России не менее 3000 органов, осуществляющих оценку соответствия в добровольной сфере. Большинство из них просто продают сертификаты и лишь единицы реально обладают необходимыми ресурсами, экспертами и знаниями для проведения серьезной процедуры оценки соответствия. Только единицы органов по аккредитации признаны мировым сообществом, вот бы на их основе создать единый национальный орган по аккредитации…
Главная проблема в том, что выданные российскими органами сертификаты и протоколы испытаний не признаются за рубежом. Компании, работающие на экспорт, проходят дополнительные процедуры оценки соответствия в зарубежных органах по сертификации, несут определенные затраты и терпят убытки. Основная причина этого - несовершенное законодательство и несоответствие российской системы аккредитации международным требованиям. «У нас нет единой системы аккредитации, единой политики в данной сфере, нет общепринятых норм по подтверждению компетентности органов по оценке соответствия, Россия не входит ни в одну международную организацию в данной сфере. Естественно, доверия к выданным у нас сертификатам качества, а соответственно и к нашей продукции, у зарубежных партнеров нет», - сказал А.Дейнеко. И кому-то, вероятно, это очень выгодно, когда в России всё предпринимательство обречено на убыток
Несколько слов хочу сказать о роли стандартизации в техническом и научно-изыскательском регулировании. По статистике отечественные нормы, касающиеся обеспечения безопасности, составляют приблизительно 10-15% от общего состава норм. Таким образом, стандартизация играет не только роль защиты экологической и иной безопасности и должна способствовать развитию конкурентоспособности продукции, но прежде всего она должна стать правовым нормативом в сфере этической гармонизации человечества в целом. Это совершенно иная роль стандартизации.
Предполагается, что до июля 2010 года все обязательные нормы, которые были приняты до вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ, продолжают действовать и оставаться обязательными. Нормы, принятые после 2003 года, являются добровольными. Исключением являются нормы расположенные в технических регламентах - их применение обязательно. По истечению переходного периода (июль 2010 года), все нормы, которые не вошли в технические регламенты, перестают быть обязательными.
Дмитрий Медведев в январе 20010 «поднял» вопросы модернизации российской экономики и новых технических регламентах: «Я поручаю правительству развернуть работу на этом направлении и в самой ближайшей перспективе, скажем, через два месяца, доложить мне о том, что сделано. Общее количество технических регламентов. Цифры постоянно прыгают. Мы вот сегодня уже говорили об этом с коллегами. Значит, сначала сказали там нужно 40-50. Потом какая-то другая цифра всплыла. Потом мне сказали, нужно 400. Ну, давайте определимся, сколько все-таки этих регламентов должно быть. Потому что я понимаю, для тех, кто этим занимается, это профильная деятельность. Бизнес. А для всех остальных это правила регулирования, от состояния которого зависят их успехи».
Хотелось бы напомнить господину президенту, что по священным законам заповедей люди и их безопасность жизни не должны зависеть от успехов в бизнесе некоторых зарвавшихся «предпринимателей», жаждущих обогащения для ненасытной плоти своей любым путём, а всё совсем наоборот… Ведь кроме регламентов, есть еще и стандарты, которые распространяются буквально на всё и вся в России, их зарегистрировано уже 23 тысячи, но для страны они бесполезны, ибо, как были подчинены прихотям власти и бизнеса, так и будет в будущем – стандартизация для внутреннего пользования. В общем, работа по «обновлению», судя по всему предстоит как всегда в России - «титаническая» и мега-затратная, и отчитываться придется напрямую президенту. Но почему бы не учесть опыт ЕС (в Европе правовая конструкция технических регламентов называется «презумпция соответствия»), и не стать государством-участником единой международной системы аккредитации, добавив «обновление» от России - этический (нравственный) аспект правовых нормативов стандартизации.
«Россия, вперёд!» - этот клич вызывает пока непонятки… Ведь ещё никто не объяснил, где же этот «вперёд» и «что он нам несёт…»