На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИМПЕРИЯ НЕОМОДЕРНА

В рамках помощи слаборазвитым странам деньги бедных людей из богатых стран попадают к богатым людям в бедных странах.

Альфред Мозер

Что такое «Империя»?

Понятие "Империя" является ключевым концептом книги Негри и Хардта. В этом понятии выраже­но представление авторов о качестве новой эпохи, связанной с постиндустриальным обществом и постмодерном. Негри и Хардт стоят целиком и полностью на постмодернистских позициях, считая исчерпанность идеоло­гического, экономического, юридического, философского и социального потенциала "модерна" свершившимся и необратимым фактом. "Модерн" закончился, наступил "постмодерн".

Авторы наследуют в основных чертах марксистскую мо­дель понимания истории как борьбы Труда и Капитала, но убеждены, что в условиях постмодерна и Труд, и Капитал видоизменяется почти до неузнаваемости. Капитал становится настолько всесильным, могущественным и побеждающим, что приобретает глобальные черты, отныне является "всем", то­тальным явлением. Он и есть "Империя", которая, по Негри и Хардту, есть очередная (скорее всего, последняя и наивыс­шая) фаза развития капитализма, характерная тем, что в ней капитализм становится тотальным, глобальным, безграничным и вездесущим.

Труд, бывший на индустриальной стадии качеством промышленного пролетариата, сегодня децентрирован и разлит по нескончаемым единицам тех, кто находится в подчинен­ной позиции перед лицом вездесущего и утонченного конт­роля "Империи". Носителем Труда в эпоху постмодерна стано­вится не рабочий класс, но "множество" (multitude).

Между "Империей" и "множеством" развертывается ос­новной сценарий противостояния.

Вместо "дисциплины" капитал использует "контроль", вместо политики — "биополитику", вместо "государства" — планетарные сети. Капитализм в Империи замаскирован, ос­вобожден от тех атрибутов, которые считались существенны­ми в индустриальную эпоху. Растворяется государство-нация, отменяется строгая "иерархия труда", стираются границы, уп­раздняются межгосударственные войны и т.д. Но все же "Империя" все держит под контролем и продолжает изымать у "множества" продукты его творчества. Этот контроль "Империи" имеет планетарные формы и одинаково касается всех. По мнению Негри и Хардта, "Империя" в отличие от классического капитализма сегодня присваивает не столько "прибавочную стоимость", т.е. результаты "производительно­го труда", сколько саму "жизненную энергию" "множества". В новых условиях технического развития грань между произво­дительным, непроизводительным трудам и простым воспро­изводством стерта, считают авторы. Эксплуатации сегодня подвергается сама неструктурированная жизненная сила, рав­номерно разлитая в человеческом коллективе и свободно проявляющаяся в стихии желания, любви и творчества.

Суть "Империи" в коррупции. Коррупция (разрушение) как принцип является прямой противоположностью "генера­ции" (порождению). "Множество" порождает, "Империя" толь­ко коррумпирует. "Империя" есть вечный кризис, она разлага­ет жизнь, остужает ее кипение, узурпирует для своего функ­ционирования через тонкую систему контроля стремление "множества" к свободе, его желание, его креативность.

Так как умственный труд сегодня играет центральную роль в экономическом развитии, роль средств производства существенно видоизменилась. Главным средством производ­ства становится человеческий мозг, следовательно, машина интегрирована в человеческое тело. С другой стороны, новые технологические средства — компьютерная техника, к примеру — становятся необходимой частью человеческого тела, и в скором будущем смогут быть в него интегрированы. Отсюда теория "киборга" как основного субъекта "Империи". "Киборг", по мнению Негри и Хардта, это такое существо, в кото­ром субъект труда (человек) и орудие труда интегрированы и слиты до неузнаваемости. Поэтому современному капиталу недостаточно собственности над средствами производства, а прямые дисциплинарные инструменты властвования класси­ческого полицейско-экономического типа оказываются неэффективными. "Империя" должна контролировать всю сеть, элементами которой являются люди, представители "множе­ства".

Американская модель внутреннего социально-полити­ческого и экономического устройства отражает основные черты постмодерна. И не случайно именно США становятся историческим лидером всего капиталистического мира, ос­тавляя Европу и другие страны далеко позади. США создали общество, в котором "модерн" существует в своем чистом — почти утопическом — виде, это лабораторная реализация идеала Нового времени, капитализм в его чистейшей ста­дии. Поэтому "Империя", будучи по определению планетар­ной и сетевой генетически связана с США. По сути США есть ее генетическая матрица.

Негри и Хардт подчеркивают тесную взаимосвязь поли­тических основ США с идеей "экспансии" и "открытых гра­ниц". США не могут не расширять своего контроля, так как представление об "открытых границах" и "универсальности" собственных ценностей является важнейшей чертой всей системы. Когда собственно северо-американское простран­ство был освоено, власти США были поставлены перед серь­езной дилеммой: либо действовать как империалистическое государство (линия Рузвельта и правых республиканцев), ли­бо-и здесь самое интересное! - рассматривать мир как "пустое место", подлежащее интеграции в единую структуру сетевой власти (эти идеи были сформулированы президен­том Вудро Вильсоном и поддерживаются демократической партией). Планетарная сетевая власть не ставит перед собой задачи прямого колониального завоевания - просто различ­ные зоны включаются в общую систему ядерной безопасности, в систему свободного рынка и беспрепятственной цирку­ляции информации. В таком случае "Империя" не борется с "другим", не переламывает иную систему ценностей, не по­давляет сопротивление, не переделывает и не перевоспиты­вает "побежденного", но поступает с ним как с "индейцами" - "вежливо игнорирует" их особенность, качество, отличие. "Через инструмент полного невежества относительно осо­бенностей национальных, этнических, религиозных и соци­альных структур народов мира "Империя" легко включает их в себя". Империалистический подход модерна унижал про­тивника (колонизируемые народы), но все же признавал факт его существования. Постмодернистская Империя безразлична даже к этому факту, она не, уделяет ему внимание: все пространство планеты является открытым простран­ством, и выбор "Империи" (ядерная мощь, свободный рынок и глобальные СМИ) представляется само собой разумеющим­ся. Чтобы включить страну, народ, территорию в рамки "Им­перии", их не надо завоевывать или убеждать, им надо просто продемонстрировать, что они уже внутри "Империи", ко­торая самоочевидна, глобальна, актуальна и безальтернатив­на.

Роль США в создании "Империи" двойственна. С одной стороны, "Империя" созидается США и основывается на их матрице. Этому способствует и то, что основы националь­ной политики США с момента основания точно совпадают с той моделью, которая отныне утверждается как нечто плане­тарное. Но "Империя" вместе с тем и преодолевает нацио­нальные американские рамки, выходя за пределы "класси­ческого империализма". США укрепляются как проект, рас­ширяясь далеко за рамки национального государства. Аме­рика перерастает Америку, становится планетарной. Весь мир становится глобальной Америкой.

 


Картина дня

наверх