В рамках помощи слаборазвитым странам деньги бедных людей из богатых стран попадают к богатым людям в бедных странах.
Альфред Мозер
Что такое «Империя»?
Понятие "Империя" является ключевым концептом книги Негри и Хардта. В этом понятии выражено представление авторов о качестве новой эпохи, связанной с постиндустриальным обществом и постмодерном. Негри и Хардт стоят целиком и полностью на постмодернистских позициях, считая исчерпанность идеологического, экономического, юридического, философского и социального потенциала "модерна" свершившимся и необратимым фактом. "Модерн" закончился, наступил "постмодерн".
Авторы наследуют в основных чертах марксистскую модель понимания истории как борьбы Труда и Капитала, но убеждены, что в условиях постмодерна и Труд, и Капитал видоизменяется почти до неузнаваемости. Капитал становится настолько всесильным, могущественным и побеждающим, что приобретает глобальные черты, отныне является "всем", тотальным явлением. Он и есть "Империя", которая, по Негри и Хардту, есть очередная (скорее всего, последняя и наивысшая) фаза развития капитализма, характерная тем, что в ней капитализм становится тотальным, глобальным, безграничным и вездесущим.
Труд, бывший на индустриальной стадии качеством промышленного пролетариата, сегодня децентрирован и разлит по нескончаемым единицам тех, кто находится в подчиненной позиции перед лицом вездесущего и утонченного контроля "Империи". Носителем Труда в эпоху постмодерна становится не рабочий класс, но "множество" (multitude).
Между "Империей" и "множеством" развертывается основной сценарий противостояния.
Вместо "дисциплины" капитал использует "контроль", вместо политики — "биополитику", вместо "государства" — планетарные сети. Капитализм в Империи замаскирован, освобожден от тех атрибутов, которые считались существенными в индустриальную эпоху. Растворяется государство-нация, отменяется строгая "иерархия труда", стираются границы, упраздняются межгосударственные войны и т.д. Но все же "Империя" все держит под контролем и продолжает изымать у "множества" продукты его творчества. Этот контроль "Империи" имеет планетарные формы и одинаково касается всех. По мнению Негри и Хардта, "Империя" в отличие от классического капитализма сегодня присваивает не столько "прибавочную стоимость", т.е. результаты "производительного труда", сколько саму "жизненную энергию" "множества". В новых условиях технического развития грань между производительным, непроизводительным трудам и простым воспроизводством стерта, считают авторы. Эксплуатации сегодня подвергается сама неструктурированная жизненная сила, равномерно разлитая в человеческом коллективе и свободно проявляющаяся в стихии желания, любви и творчества.
Суть "Империи" в коррупции. Коррупция (разрушение) как принцип является прямой противоположностью "генерации" (порождению). "Множество" порождает, "Империя" только коррумпирует. "Империя" есть вечный кризис, она разлагает жизнь, остужает ее кипение, узурпирует для своего функционирования через тонкую систему контроля стремление "множества" к свободе, его желание, его креативность.
Так как умственный труд сегодня играет центральную роль в экономическом развитии, роль средств производства существенно видоизменилась. Главным средством производства становится человеческий мозг, следовательно, машина интегрирована в человеческое тело. С другой стороны, новые технологические средства — компьютерная техника, к примеру — становятся необходимой частью человеческого тела, и в скором будущем смогут быть в него интегрированы. Отсюда теория "киборга" как основного субъекта "Империи". "Киборг", по мнению Негри и Хардта, это такое существо, в котором субъект труда (человек) и орудие труда интегрированы и слиты до неузнаваемости. Поэтому современному капиталу недостаточно собственности над средствами производства, а прямые дисциплинарные инструменты властвования классического полицейско-экономического типа оказываются неэффективными. "Империя" должна контролировать всю сеть, элементами которой являются люди, представители "множества".
Американская модель внутреннего социально-политического и экономического устройства отражает основные черты постмодерна. И не случайно именно США становятся историческим лидером всего капиталистического мира, оставляя Европу и другие страны далеко позади. США создали общество, в котором "модерн" существует в своем чистом — почти утопическом — виде, это лабораторная реализация идеала Нового времени, капитализм в его чистейшей стадии. Поэтому "Империя", будучи по определению планетарной и сетевой генетически связана с США. По сути США есть ее генетическая матрица.
Негри и Хардт подчеркивают тесную взаимосвязь политических основ США с идеей "экспансии" и "открытых границ". США не могут не расширять своего контроля, так как представление об "открытых границах" и "универсальности" собственных ценностей является важнейшей чертой всей системы. Когда собственно северо-американское пространство был освоено, власти США были поставлены перед серьезной дилеммой: либо действовать как империалистическое государство (линия Рузвельта и правых республиканцев), либо-и здесь самое интересное! - рассматривать мир как "пустое место", подлежащее интеграции в единую структуру сетевой власти (эти идеи были сформулированы президентом Вудро Вильсоном и поддерживаются демократической партией). Планетарная сетевая власть не ставит перед собой задачи прямого колониального завоевания - просто различные зоны включаются в общую систему ядерной безопасности, в систему свободного рынка и беспрепятственной циркуляции информации. В таком случае "Империя" не борется с "другим", не переламывает иную систему ценностей, не подавляет сопротивление, не переделывает и не перевоспитывает "побежденного", но поступает с ним как с "индейцами" - "вежливо игнорирует" их особенность, качество, отличие. "Через инструмент полного невежества относительно особенностей национальных, этнических, религиозных и социальных структур народов мира "Империя" легко включает их в себя". Империалистический подход модерна унижал противника (колонизируемые народы), но все же признавал факт его существования. Постмодернистская Империя безразлична даже к этому факту, она не, уделяет ему внимание: все пространство планеты является открытым пространством, и выбор "Империи" (ядерная мощь, свободный рынок и глобальные СМИ) представляется само собой разумеющимся. Чтобы включить страну, народ, территорию в рамки "Империи", их не надо завоевывать или убеждать, им надо просто продемонстрировать, что они уже внутри "Империи", которая самоочевидна, глобальна, актуальна и безальтернативна.
Роль США в создании "Империи" двойственна. С одной стороны, "Империя" созидается США и основывается на их матрице. Этому способствует и то, что основы национальной политики США с момента основания точно совпадают с той моделью, которая отныне утверждается как нечто планетарное. Но "Империя" вместе с тем и преодолевает национальные американские рамки, выходя за пределы "классического империализма". США укрепляются как проект, расширяясь далеко за рамки национального государства. Америка перерастает Америку, становится планетарной. Весь мир становится глобальной Америкой.